+1 RSS-лента RSS-лента

Частные заметки шкипера

Автор блога: Иванович
Новогодние ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Коллеги-яхтсмены!Посетители сайта! С Рождеством Христовым!! С Новым годом! Всем здоровья, добра, удачи, успехов и Прекрасных Путешествий под парусом!
Иванович.
8 Марта!
Многоуважаемые яхтсменки,относящиеся к прекрасной половине человечества!С праздником весны!
Да хранит вас Господь не только в Море!
С добрыми пожеланиями, Иванович!
Новогодние поздравления.
Коллеги яхтсмены, любители серьёзно попарусить, примите мои наилучшие пожелания к Новому 2016 Году! Русские=Православные братья и сёстры, с РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!!! Несите ДОБРО и Русскую идеологию Созидания и Познания! Всё делайте с БОГОМ!!!
Иванович.
Моя красавица - яхта УРСУЛА
Моя красавица - яхта "УРСУЛА".
Скорее всего, всё, что происходило со мной в последние годы, уходит корнями в моё Севастопольское детство, когда я
влюбился не только в море , но и во всё, что с ним связано. Несомненно, к этому относились и любые парусные суда.
Особенно впечатлял учебный барк "Товарищ", изредка оказывавшийся в Северной бухте и вызывавший непреодоли-
мое желание не только оказаться на его борту, но и немедленно выйти в море... . Но первая любовь к парусу возникла
во врямя первой прогулки на швертботе FD, когда я через шкот в своей руке почувствовал прямую причастность и к
ветру, и к морю, и к Матушке Природе в целом! Позднее, и в студенческие годы, когда доводилось ходить на универ-
ситетском "звёзднике", и в период своего водномоторного прошлого, и в период заграничных парусных "прогулок" у
меня всё яснее вызревало желание иметь собственную яхту! Но как реализовать свою ещё детско-юношескую мечту, ког-
да, вероятно, на генетическом уровне не являешься бизнесменом, а на православно-религиозном уровне любые спекуля-
ции считаешь воровством, и при этом, времени на самостоятельное строительство яхты уже нет? Выход, к сожалению,
был подсказан с "запада"- это у них нередко конвертируют недвижимость в яхты и наоборот. Именно, по этому пути я
и решился пройти! Но вопрос стоял не только в продаже моей среднестатистической Питерской недвижимости,
стоимость которой сопоставима со стоимостью демократичной парусной яхты среднего класса, но и в том,
на каком яхтенном брэнде остановить свой выбор при покупке лодки. Более того, вставал вопрос о том, должна ли это
быть новая яхта, но меньшего размера, или лодка, побывавшая, возможно, не в одних руках, трёх-пятилетняя, вероятно, полностью
экипированная? Согласитесь, задача не из легких, ибо приобретается плавучий дом, который должен быть
комфортабельным, крепким, надёжным, на котором предполагается проводить не неделю, не месяц, а может быть, и не
год-три, а пять-... Более того, хотелось иметь яхту с хорошими мореходными, ходовыми и лавировочными качества-
ми, способную преодолевать большие морские дистанции. И я начал изучать предложения рынка: побывал на некоторых
бот-шоу, перечитал кучу отзывов, кучу рекламных проспектов, изучил диаграммы различных яхтенных характеристик
по новым моделям лодок известных яхтенных верфей, общался предметно с профессиональными яхтостроителями,
конструкторами и яхтсменами. Замечу попутно, что за плечами у меня физикоматематический факультет университета,
да и художественное образование, что должно было, как я полагал, помочь мне не по-дилетантски решить задачу гра-
мотного выбора... Но я был в растерянности, так как сравнение яхт различных брэндов, находящихся в демократичном
ценовом диапазоне привело меня к убеждению, что разницы в технических характеристиках новых моделей яхт сопоста-
вимых размерений "Баварии" и "Жено","Хансе" и "Дюфур" и т. п., практически нет!!! Это, знаете ли, как с выбором но-
вого автомобиля среднего класса - что "Киа" и "Опель", что "Рено" и "Шкода", и т. п., всё, примерно, одного техничес-
кого и качественного уровня! Не вызывает сомнений, что яхтенные инженеры, конструкторы, дизайнеры продолжают
двигаться по дороге к созданию абсолютной яхты, но то, что мир имеет в сегменте демократичных яхт среднего класса,
выглядит созданным чуть-ли не под копирку. И этот результат глобализации, в очередной сфере человеческой жизни
выглядит, отнюдь, не оптимистично! Господь -то создал многоцветие и в природе, и в животном, и в человеческом мире!
И нам людям, созданным по его (Господа) Образу и Подобию, всё-таки, хочется многоцветия, индивидуальности и в
домах, в которых живём, и в машинах, на которых ездим, и в яхтах, на которых ходим! Ведь не зря же наш взгляд, прос-
то впивается в паруснник, стилизованный под бриг, гукер или шхуну, например, и почти не задерживается на проходящей
мимо серийной яхте, вооружённой типовым шлюпом! Разумеется, никакого открытия в вышеизложенной технической
одинаковости яхт, крупносерийно производимых известными верфями для меня, отслеживающего яхтенный мир, не
было. Имея жёстко ограниченные финансовые возможности, я осознавал, что приобретать буду некий серийный стан-
дарт, а поэтому, в первую очередь, должен отталкиваться от соотношения цены и качества.
Как чаще всего бывает в жизни, летом 2011-го я почти случайно оказался на Петербургском морском фестивале-кажет-
ся, так сейчас называется ежегодная выставка катеров, яхт и всего того, что с ними связано. К моему немалому удив-
лению у пирсов стояли целых три(!) парусные яхты, представляющие русских, голландских и немецких производи-
телей. Не успел я спустится к пирсу, как ко мне подошёл приятный иностранец, без обиняков заговоривший со мной
на английском и пригласивший на борт белоснежной "Хансе 375". ( Как он с первого взгляда "вычислил", что я потен-
циальный покупатель, а не любопытствующий-для меня, до сих пор остаётся загадкой!?) Иностранцем оказался г-н
Леопольд Ноймайер-яхтсмен и соуправляющий компании "ИнтерЯхтс"- официального дилера немецкой компании
"Хансе Яхтс" по России, Сербии и Черногории. Общение наше было достаточно интересным, до детализаций пред-
метным. "Хансе 375"- по русской классификации- крейсерско-гоночная лодка, таковой и выглядела: слегка "призем-
лённый", по спортивному стремительный корпус, почему-то, показавшийся выполненным в стиле "милитари"(если пред-
ставить его в соответствующей окраске), высокая, наклонённая назад, мачта, широкая, почти открытая, как на спорт-
щвертботе, и слегка приподнятая над ватерлинией, транцевая корма. Заострённые в носовой трети корпуса обводы, к
кормовой трети выглядят радиальными. Кокпит ( без столика-раскладушки) очень просторный , все фалы и шкоты
выведены, практически, к двум штурвалам. Автоматический, закручивающийся стаксель 9:10, одноканатная двухсту-
пенчатая система рифления грота-всё под руками, отюда вывод: лодкой может управлять и один яхтсмен! Отдалённо
( конечно-же ), всё это напомнило мне современный гоночный класс яхт "Open-60"! Внутри же яхта выглядит более круп
-ной, чем 37-футовая--результат хорошо продуманной компоновки! Сделано всё по немецки качественно! Яхта мне явно
понравилась больше, чем аналогичные лодки "Дельфии", "Жено", или "Баварии"... Познакомившись с русским соуправ-
ляющим "ИнтерЯхтс", г-жой Любовью Ртищевой, получив немало информации, я покинул выставочные павильоны Пи-
терской бот-шоу, озадаченный увиденным, расстроенный тем, что мои финансовые возможности столь ограничены и
тем, что мне, всё-таки, нужна немного более крупная и более круизная лодка... .
Очередной период моих раздумий затянулся на три -четыре месяца.
Тем временем, в мощной, агрессивной и креативной немецкой компании "Хансе груп" готовили целую линейку новых
моделей серийных яхт! И вот я вижу на сайтах новый большой 30-футовик, идущий на смену 375-ой, а именно, "Хансе-
385", заметно более широкий и более высокий, т.е. более объёмный, с откидной купальной платформой, спроектиро-
ванный явно с большим акцентом в сторону круизности и, при этом, по такой же цене, как 375-ая модель!
Теперь мне уже было над чем "поломать голову " абсолютно предметно. Определив для себя однозначно, что приобре-
тать буду новую яхту и осознав, что уж слишком рискованно перед выходом на пенсию влезать в крупные долги, я ре-
шил умерить свой пыл к покупке 40-футовой яхты и, с некоторым сомнением, остановил свой выбор на новой модели
немецкой яхтенной верфи в Грайфсвальде, круизной лодке "Хансе 385".
Приобретение яхты- товара, всё-таки, штучного, заметно отличается от приобретения автомобиля, например, а посему
процесс этот более длительный и более интересный, требующий определённой сдержанности и терпения. Скажу только,
что заключив договор на поставку "Хансе 385 с компанией "ИнтерЯхтс", определившись со множеством опций и поэтап-
но оплачивая заказанную лодку, я в течении нескольких месяцев пребывал в нервозном ожидании, пока на верфи в
Грайфсвальде для меня строили яхту под номером 68 новой модели 385. На "семейном совете" будущая лодка получила
имя УРСУЛА, как в честь всеобщей домашней любимицы - лабрадора-ретривера Урсулы, так и с намёком-ведь урсула
в переводе означает медведица, а на "западе", где предполагалась эксплуатация яхты, мы, русские--"медведи"!
И вот настал май 2012, а я приехал в Грайфсвальд получать свою Урсулу! Первым делом я постарался, по-возможности
повнимательнее, осмотреть верфь. Скажу прямо, что впечатление от увиденного- ожидаемое положительное: большая
и чистая территория с готовыми корпусами яхт, объёмные цеха, эллинги, аккуратные административные постройки, мощ-
ный береговой пирс со множеством накрепко пришвартованных причалов-понтонов, где стоят на достройке, доуком-
плектовке и т.п. довольно много яхт; здесь же, по -соседству, и марина верфи, куда паркуются испытываемые и проходя-
щие тест-сэйлы яхты! Сложилось ощущение, что здесь производят хорошую продукцию! Разумеется, удалось рассмот-
реть и подводные части корпусов различных яхт. А строят теперь в Грайфсвальде лодки и "корабли" не только под брэн-
дом "Хансе", но и под брэндами "Муди", и" Деллер"!
Полагаю, читатель понимает, что профессионально разглядеть и оценить работу конструкторов по созданию об-
водов корпуса можно только имея перед глазами теоретический чертёж, однако, идентичная по гидродинамике подвод-
ная часть и бульбокили новых 385-ой и 415-ой моделей" Ганзы" своими гидродинамическими линиями вполне порадова-
ли мой, отнюдь не дилетантский, глаз. Визуально, мне показалось, что конструкторскому бюро "Юдель и Вролик"уда-
лось совместить, казалось бы, трудносовместимое, а именно, обводы современных гоночных яхт-(как бы)швертботов с
широкими обводами корпусов малого удлиннения типичных круизных яхт. Одновременно, видимо вспомнив старый ко-
раблестроительный постулат, согласно которому "длина бежит", инженеры максимально удлиннили ватерлинию, а от ми-
деля в корму близкие к радиальным обводы корпуса, минимизирующие смоченную поверхность, плавно становятся бо-
лее плоскими. "Венчает" весь этот гидродинамический компромис откровенно тяжёлый бульб, имеющий почти идеаль-
ную форму веретена, и размещённый весьма глубоко на узком киле. А заканчивает эту гармоничную картину полубалан-
сирное, полнопогружённое перо руля, имеющее большое удлиннение и большую площадь. В целом, увиденная мною гид-
родинамическая форма корпусов соответствовала заметкам конструкторов, размещённым в различных рекламных прос-
пектах и сайтах. Однако, как всё это будет работать в реальных условиях моря и океана, мне ещё предстояло увидеть!
Разыскать свою Урсулу среди стоящих на воде и подготовленных к сдаче заказчикам яхт удалось не сразу. Очевидно,
весна - пиковый и самый тяжёлый сезон для яхтостроителей и, забегая вперёд, скажу, что педантичные и дисциплиниро-
ванные немцы являются не всегда таковыми, порою, не выполняя обещания и срывая оговорённые заранее сроки!
Напомню читателю, что живьём на воде 385-ю, как впрочем, и многие другие, я не видел, поэтому побаивался своего
перого знакомства с ней, опасаясь разочарования...! Но, несмотря на солидное окружение из заметно более крупных яхт,
теперь уже, моя 385 Ганза не" потерялась". Поначалу, я осмотрел её один, будучи на пирсе. Первое впечатление--выгля-
дит достойно, а с кормы смотриться как заведомо более крупная яхта! На борт довелось подняться на следующий день
вместе с представителеми дилера и верфи, причем первоначальное знакомство с лодкой "затянулось" до позднего вечера.
Следующий день был полностью посвящён "изучению" всех систем лодки, проверке их работоспособности, передаче
всей документации по оборудованию яхты. С явным неудовольствием я отметил, что вся техническая документация
( за исключением сервисной книжки дизеля "Вольво") написана, отнюдь, не на русском языке, и это при том, что я был
далеко не первым и совсем не единственным русским покупателем!!! Далее, ещё несколько дней пролетели незаметно,
ибо заняты были как доводочными работами, с которыми немцы не успевали, явно затягивая сроки сдачи лодки,так и
тест-сэйл(ами) яхты, закупками снаряжения и т.д. Впереди был, более чем 4500 - мильный переход
вокруг Европы, поэтому хотелось ни в чём не просчитаться... .
Показались ли мне положительными ощущения от первых пройденных на Урсуле милях, да и от самой яхты?
Безусловно, да! Несмотря на свой небольшой практический парусный опыт, я и как инженер, и как яхтсмен,
и как опытный водномоторник сразу оценил множество плюсов "Ганзы"!
Всё, или почти всё, до мелочей продумано и сделано по- немецки аккуратно и качественно!Должен отметить,что сам про-
ект "Хансе 385" (415 полагаю, также) заслуживает ещё большого уважения, ибо лодка, построенная по нему, в реальности
оказалась очень удобной и послушной в управлении, по комфорту не уступающая старым 40-футовикам, надёжной и дос-
таточно ходкой!
Не удержусь от более подробного рассказа о лодке и обращу внимание читателя на принципиальные конструкторские
решения, которые я считаю явно успешными. В первую очередь, это два удобных "сидячих места" шкипера
за двумя штурвальными колёсами. Штурвалы оснащёны "тормозами"- зажимами, позволяющими в 1-2 секунды зафик-
сировать положение пера руля. Все фалы, шкоты и оттяжки выведены через стопоры, находящиеся на расстоянии вытя-
нутой руки, к двум основным двухскоростным лебёдкам, с которыми легко работать не выходя из-за штурвала, при этом,
свободные концы всех тросов могут быть свободно уложены в бортовые рундуки, крышки которых являются дополни-
тельными рабочими сиденьями шкипера. Сразу за спиной у него расположены угловые кормовые релинги, дающие
шкиперу возможность чувствовать себя в безопастности, даже, в серьёзный шторм и без страховки! Съёмные стальные
леера между кормовыми релингами усиливают это ощущение! При этом, есть ещё "хитрая" верёвочная лесенка, спрятан-
ная в тубе-кармане, уходящем внутрь корпуса от транца и выше ватерлинии, которая при самом плохом сценарии, когда
человек оказывается за бортом, позволит ему без особого труда оказаться вновь в кокпите, разумеется, если он при-
стёгнут страховочным концом к яхте -- "мелочь", которая в случае одиночного плавания может спасти жизнь!!! Рядом с
правым штурвалом, прямо под рукой расположен пульт управления двигателем. Чуть в нос от поперечной линии штурва-
лов в середине кокпита на многофункциональной консоли расположен чартплоттер и штатный компас, показания кото-
рых легко отслеживать не сходя со шкиперского места. Как и другие модели "Ганзы", моя "Урсула" оснащена автома-
тическим стакселем 9:10 и гротом с одноканатной двухступенчатой системой взятия рифов. Все проводка спрятана под
палубой, что позволяет ходить по ней без риска зацепиться или споткнуться, что важно. Таким образом, можно уверен-
но говорить о высоком уровне эргономичности принятых на "Хансе 385" конструкторских решений, что делает управле-
ние яхтой доступным и лёгким для рук одного яхтсмена, и даже, при отсутствии автопилота!
Говоря о внутреннем обустройстве яхты, могу утверждать, что внутри она не только выглядит, но и является более круп-
-ной лодкой, чем есть на самом деле, хотя, кормовые каюты как, впрочем, и санузел показались мне маловатыми. При
этом я должен сказать, что человек я, скорее," крупногабаритный", нежели среднестатистичесий.
Эргономически, немцы
продумали, практически, всё до самых мелочей: здесь и множество шкафчиков и полочек, как по бортам, так и встроен-
ных в объёмные конструкции мультифункциональных столов и, даже, под пайолами; здесь и достаточно крупные объё-
мы для багажа, находящиеся и под сиденьями диванов, и за их спинками; есть место и для дополнительных водяных и
топливных ёмкостей. и что принципиально для постоянно качающегося жилого пространства, есть немало удобных ру-
чек, которые позволяют не терять стабильного телорасположения, даже, в штормовых условиях.
Насколько прочен и долговечен корпус лодки говорить, я считаю, можно будет лет через пять, когда она ещё потреп-
лется штормами, перепадами температур и т.д. А на данный момент могу сообщить, что во время перехода вокруг Евро-
пы Урсула была не единожды испытана на прочность и надёжность конструкций. Здесь были пройдены неоднократно и
серьёзные штормовые условия, и несколько не только мягких посадок на мель, и ожидание лёжа на боку очередного
прилива и ... Все "издевательства" яхта успешно выдержала! А я могу засвидетельсвовать надёжность крепления и киля
к корпусу, и бульба к килю, что говорит о грамотной инженерной конструкции заформованной в корпус силовой рамы
и крепления к ней комплекса киль-бульб.
После краткого рассказа о плюсах яхты я хотел бы остановиться и на минусах, полагая, что моё мнение может быть уч-
тено и положительно повлияет на "доводку" конструкций. Прежде всего скажу, что жёсткости корпуса, несмотря на зна-
чительную его массу, всё-таки, недостаточно, о чём свидетельствует, в первую очередь, отклеившийся в гальюне-душе
плинтус-результат излишнего "дыхания" корпуса, а так же, мои ощущения от поведения корпуса в штормовых условиях.
Считаю это мнение принципиальным! Далее- больше "мелочи", которые, тем не менее, могут частично заслонить оче-
видные плюсы. Это - недостаточная звукоизоляция моторного отсека и не очень надёжная система фиксации люков дос-
тупа в моторный отсек, что при ходе на большом волнении приводит к самопроизвольному их открыванию .
Это- отсутствие фиксаторов положения купальной лесницы в гнёздах откидной транцевой платформы,
что может привести и привело к её утере в моём случае. Это- прогибающиеся в некоторых местах пайолы. Это - вероят-
но, не совсем оптимальная конструкция бортовых иллюминаторов, ибо дождевая вода не должна попадать в салон если
на стоянке они открыты. Это- покрывающаяся ржавым налётом "нержавейка" леерных стоек и других стальных деталей.
Это-недостаточно тяжёлый дельта-якорь, с которым, тем не менее, электролебёдка справляется плохо. Это и недостаточ-
но прочный якорный короб-клюз, тем более, что к его скобе подразумевается крепление штага генакера, спинакера. Это-
недостаточно прочные пластмассовые(?) каретки ликпаза мачты, не выдерживающие сильных ветровых нагрузок на
грот. Это- топенант, конец которого не выведен в кокпит, а фиксируется на утке, расположенной на мачте-решение очень
неудобное. Разумеется, многое можно откорректировать самостоятельно, но приобретался ведь не конструктор- "сделай
сам"!
Кроме вышеизложенных минусов я бы добавил отсутствие в опциях принципиальных, на мой взгляд, позиций. Я имею
ввиду дополнительный гальюн, дополнительные водяной и топливный танки.
И последнее, на чём я хочу задержать внимание читателей - это ходовые качества яхты. Мне могут не поверить, но при
пересечении, например, Балтики, от о.Рюген к о. Феман Урсула на курсе галфинд шла со скоростью около 9 узлов, а пару
раз достигала 10- узлового хода, когда удавалось её удерживать достаточно долго на склоне волн! На полных курсах, как
большинство яхт, лодка требует внимательной и чуткой работы на руле, а при крепком ветре на попутной и косой волне
удержать её непросто, несмотря на большую площадь пера руля. Остальные курсы, особенно бейдевинд, не вызывают
никаких проблем, более того, на остром бейдевинде можно на длительное время просто зафиксировать руль, ибо яхта
самоуправляется, то приводясь, то уваливаясь. Суммарный угол лавировки в 90 градусов лодка достигает легко, но более
острый угол возможен лишь с потерей скорости. При слабых ветрах достаточно тяжёлая яхта ,вооружённая штатно не то-
повой генуей, а автоматическим стакселем значительно меньшей площади, ходкостью не радует, явно требуя, хотя бы, ге-
нуи, а лучше, генакера. Движение яхты под двигателем не вызывает каких-либо трудностей, если быстро адаптироваться
к повышенной чуткости при даже малой перекладке руля, однако, 30-сильный дизель в качестве штатного мне представ-
ляется слабоватым.
В качестве резюме, могу заверить читателей, что 385 Ганза - это красивая (на её экстерьере явно задерживаются взгля-
ды), комфортабельная ( не уступающая старым 40-футовикам), ходкая ( но требующая дополнительного вооружения), на-
дёжная (по-немецки качественная в большинстве деталей и технических решений), фактически, заново созданная крейсер-
ско-гоночная яхта, уже доставившая не только мне истинное удовлетворение!

Игорь И. Тюрлик,
шкипер и владелец яхты Урсула.