Настройка грота

14 января 2012 - Kornely
article72.jpg

У большинства парусных яхт грот является основным парусом. Конечно же, все, кроме любителей „Лазеров” и „Финнов”, понимают, что стаксель и генуя – это тоже очень полезные паруса. Но если грот работает неэффективно, вам будет нелегко состязаться с соперниками, у которых он выполняет именно ту функцию, в соответствии с какой его создали яхтенный конструктор и парусный мастер.

Как же обеспечить эффективную работу грота?

Кроме гика-шкота и каретки, на яхте есть еще несколько приспособлений, предназначенных для управления формой и положением грота. Рассмотрим системы, управляющие его передней и нижней шкаторинами. Если бы поймете, как они работают, это будет первый шагом к мастерству управления парусами.

Фал и оттяжка Каннингхема. Настройку грота можно разделить на два этапа: начальную и тонкую. Начальная настройка начинается с подъема паруса. Яхта установлена носом к ветру, лучше при запущенном двигателе, все управляющие гротом снасти (грота-шкот, гика-шкот и оттяжки) распущены, парус готов к подъему. Выбираем грота-фал, при этом контролируем переднюю шкаторину паруса. На ней не должно быть вертикальных морщин, которые появляются при чрезмерно усердном натяжении фала, и горизонтальных складок, которые остаются, пока фал натянут слабо (в первую очередь это видно в нижней части паруса, возле гика). В обоих случаях ситуацию легко исправить, соответственно отпустив или натянув фал.

После того, как фал выбран в соответствии с силой ветра, поставьте на нем марку возле стопора или в другом месте – этим вы облегчите настройку в следующий раз. Кроме фала, для управления натяжением передней шкаторины пользуются оттяжкой Каннингхема, если она есть на вашей яхте.

Главный принцип начальной настройки грота можно выразить словами: не слишком сильно, но и не слишком слабо. На некоторых яхтах, в частности, на монотипах на топе мачты и на ноке гика наносят специальные марки – чтобы знать до какого уровня должны доходить соответственно фаловый и шкотовый углы грота. Положение этих меток определено мастером, изготовившим ваш парус, как оптимальное, и это необходимо учитывать при его настройке.

Оттяжка Каннингхема, обычно она представляет собой линь, с одной стороны заложенный за кренгельс или люверс на небольшом расстоянии от пятки гика; другой ее конец проводят через стопор на палубе.

При усилении ветра выберите оттяжку Каннингхема – это сделает грот более плоским, при этом его пузо сместится вперед. В результате крен яхты уменьшится, а скорость возрастет.

И наоборот, если в слабый ветер передняя шкаторина натянута слишком сильно, то плоский грот не развивает достаточной тяги. В таком случае потравите оттяжку, парус станет полней и его тяга увеличится, однако вы не сможете идти так круто к ветру, как прежде. В очень слабый ветер, а в некоторых случаях и при ветре средней силы для увеличения эффективности работы грота бывает полезно потравить не только оттяжку Каннингхема, но и фал.

Оптимальной считается такая настройка грота, при которой максимум его пуза располагается на расстоянии 30-40% от длины нижней шкаторины от мачты. С усилением ветра, как уже говорилось, пузо желательно сместить вперед натяжением передней шкаторины. При ослабевании ветра лучше вернуть пузо назад с помощью ослабления передней шкаторины.

Оттяжку Каннингхема следует потравить и на полном курсе – тогда грот станет полнее и тяга его возрастет. Порой для этого и фал ослабляют на 1-2 см. Только не забудьте при переходе на острый курс выбрать фал и оттяжку до прежнего положения.

Грота-шкот. Грота-шкот служит для натяжения нижней шкаторины грота вдоль гика. Выбрав грота-шкот, можно натянуть нижнюю шкаторину и сделать нижнюю часть паруса более плоской. Если же грота-шкот потравить, то нижняя часть грота станет полнее, а его тяга увеличится.

Даже зеленый яхтенный юнга знает, что на фордевинде и бакштаге грота-шкот нужно потравить, при движении острыми курсами выбрать, а на галфвинде обеспечить ему промежуточное натяжение. Но это только принцип, на самом деле комбинаций намного больше. Грота-шкот – это очень важная часть такелажа для настройки паруса в соответствии с изменениями ветра. Например, ваша яхта идет острым курсом при ветре в 10 узлов и паруса настроены на этот ветер. Далее ветер усиливается до 14 узлов и грот становится слишком полным, вызывая чрезмерный крен яхты и восторженные визги ваших дам. В такой ситуации важно вовремя уменьшить тягу грота. Для этого нужно натянуть грота-шкот и сделать более плоской нижнюю часть паруса.

Для натяжения грота-шкот обычно проводят на палубу и закладывают в тали для обеспечения выигрыша в силе. Однако в свежий ветер, особенно если парус под нагрузкой, натянуть его нижнюю шкаторину без помощи других членов команды не удается.  Тогда рулевому следует на короткое время привести яхту к ветру, чтобы уменьшить нагрузку на грот. С этой же целью можно также ненадолго потравить гика-шкот – этот вариант предпочтительней, потому что меньше сказывается на скорости яхты. При регулировке натяжения грота-шкота внимательно следите за формой паруса, чтобы добиться задуманного результата.

На большинстве яхт грот является основным парусом. Следовательно, чем эффективнее он работает, тем быстрее движется ваша яхта. Следующее заключение в этой цепочке может быть таким – чем лучше понимает шкипер, какие снасти и как влияют на работу грота, тем большей скорости он добьется. В этой статье мы рассмотрим работу ахтерштага и оттяжки гика.

Ахтерштаг.

Не все яхты оборудованы регулируемым ахтерштагом. На некоторых яхтах ахтерштаг вообще отсутствует, на некоторых он есть, но нет устройства для изменения его длины. Добавить такое устройство не сложно, а эффект от его применения может оказаться весьма значительным. Связано это, в первую очередь, с тем, что ахтерштаг может влиять на форму не только грота, но и стакселя.

В самых общих чертах работу ахтерштага можно описать так – натягивая ахтерштаг, мы загибаем верхушку мачты назад. В результате этого, увеличивается натяжение передней шкаторины стакселя, а это делает его переднюю кромку более ровной, уменьшается прогиб и стаксель становится более плоским. Часть мачты, ниже места крепления вант, выгибается вперед, а это делает плоской верхнюю часть грота.

Степень реакции на натяжение ахтерштага в первую очередь зависит от типа вооружения. При топовом вооружении (форштаг идет от верхушки мачты) роль ахтерштага сводится к удержанию мачты в вертикальном положении. При дробном вооружении 3/4 мачта гнется больше, чем при вооружении 7/8. Гибкая мачта дает больше возможности в регулировке формы парусов, чем жесткая.

Рассмотрим несколько типичных ситуаций. Вода гладкая, волны практически нет, скорость ветра около 10 узлов, ахтерштаг натянут средне. Но вот, ветер усилился до 15 узлов и нет ощущения, что это кратковременное усиление. Правильной реакцией на изменившиеся погодные условия будет изменение формы парусов. Обычно сначала выбирают оттяжку шкотового угла грота, затем натягивают ахтерштаг. В результате грот становится более плоским и нагрузка на парус уменьшится. Кроме этого, натяжение ахтерштага увеличивает натяжение форштага и передней шкаторины стакселя, в результате он становится более плоским.

После изменения длины ахтерштага не забудьте проверить состояние стаксель-шкота и положение кипы, не исключено, что потребуется небольшая регулировка.

Иная ситуация. Ветер свежий, штаг выбран в соответствие ветру. Но вот ветер заметно слабеет. Прослабьте ахтерштаг, это уменьшит прогиб мачты и ослабит натяжение форштага, грот и стаксель станут более полными, вогнутыми и тяга увеличится. Увеличение тяги, известный прием при движении по волне. И неважно от чего волна, ветер разогнал ее или проходящая мимо моторная лодка.

Общая рекомендация может быть такой, – при движении острыми курсами ахтерштаг должен быть выбран в соответствие ветру, чем сильнее ветер, тем больше следует выбрать штаг. На полных курсах ахтерштаг не следует сильно выбирать, но, ни в коем случае, нельзя допускать его прослабление. Несоблюдение последней рекомендации может привести к поломке мачты!

Существует много различных систем для управления ахтерштагом. Это и обычные тали и сложные системы с гидравлическими усилителями. Важно, чтобы выбранная вами система обеспечила удобное управление в самых сложных погодных условиях.

Оттяжка гика.

Оттяжка гика настоящая приблуда среди устройств управления гротом, почти всегда забытая или, в крайнем случае, замыкающая список устройств для регулировки паруса. Напрасно, очень часто оттяжка гика оказывается критически важным инструментом.

Основная функция, которую выполняет оттяжка гика это управление верхней частью задней шкаторины грота, чем сильней натянута оттяжка, тем сильней натянута задняя шкаторина. На гоночных яхтах оттяжку гика используют и при легком ветре, но по-настоящему она нужна в свежую погоду.

При движении острыми курсами с помощью оттяжки можно уменьшить нагрузку на парус сделав его верхнюю честь более плоской. При движении полными курсами, оттяжка просто обеспечивает достаточное натяжение для того, чтобы верхняя часть грота работала.

 

До тех пор пока у вас не выработается четкое ощущение того как работает грот, очень полезно периодически глядеть на него из-под гика. Если оттяжка выбрана слишком сильно, верхняя лата будет завернута на ветер, слишком слабо, верхняя лата будет выворачиваться в подветренную сторону. Нормальным считается натяжение, при котором верхняя лата параллельна гику.

При свежем ветре, на острых курсах некоторые яхты используют следующую технику: туго выбирают оттяжку гика и на порывах ветра травят гика-шкот или каретку гика. Оттяжка удерживает гик, чтобы он не приподнимался при прослаблении гика-шкота и, благодаря этому, оставался плоским.

В свежий ветер на полных курсах полезно поручить одному из членов команды следить за состоянием грота и, если нагрузка на парус увеличится до критического уровня, потравить оттяжку. Конечно же, решение о тех или иных действиях принимает шкипер, поэтому очень важно обеспечить полное взаимопонимание между членами команды. Это особенно важно на галфвинде при поднятом спинакере.

На некоторых яхтах, особенно на гоночных швертботах, оттяжка гика крепится к палубе сразу за степсом мачты, или к самому степсу. В таком случае, натяжение оттяжки приводит не только к натяжению задней шкаторины грота, но к изгибу нижней части мачты. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда мачта достаточно гибкая. Порой эффект изгиба мачты превышает эффект натяжения задней шкаторины. Управлять натяжением задней шкаторины можно меняя угол, под которым гика шкот тянет гик, конечно если яхта имеет каретку, с помощью которой этот угол можно менять.

Как и в случае с ахтерштагом конструкции оттяжки гика могут быть самыми разными от простых талей на блоках до сложных конструкций с гидравлическими усилителями. В любом случае конструкция должна обеспечить возможность управлять оттяжкой в любых погодных условиях.

Авторизованный перевод с английского Владимира Есипенко

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 6369 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!